Доклад 1.

Морфология нерусской сказки

 Тезисы доклада. М.В. Воропаев, д.пед.н., проф. МГПУ.

 «Цель новояза не только в том, чтобы последователи Ангсоца имели необходимое средство для выражения своих мировоззренческих и духовных пристрастий, но и в том, чтобы сделать невозможным все иные способы мышления». Д. Оруэл. «1984. Приложение. Принципы новояза».

«Педагогика никогда не будет простой как гладильная доска» Д.В. Григорьев (частное высказывание, июль 2003 г.)

1. Философское введение

То, о чем так давно говорили Платон и Гегель – свершилось. Правота идеалистической философии в ее утверждении о первичности идей в нашем мире доказана в реформе отечественного образования. Идеальные конструкции, из мира мыслей, опираясь на силу денег и закона стали  действительностью.

Язык, в том числе научный, является важнейшей идеальной  конструкцией, удерживающей ту или иную социальную реальность. «Старая» педагогика удерживала то образование, которого больше не должно быть.  Новые стандарты предложили новый язык, фактически отрицающий старую педагогику. Последствия этого ощутили в школах, но пока слабо ощутили в педагогических вузах. От себя можно заметить, что вузы совершенно не правы в своем спокойствии. Строго говоря, хотя они есть, но они уже не существуют. Большие организмы умирают медленно, часто не сознавая, что умирают.

Новые времена рождают новые сказки (иногда с сюжетами вековой давности). Которые становятся былью. Минобрнауки и Высшая школа экономики рассказывают нам новую сказку, и реальность волшебным образом меняется, а те ее части, которые не могут измениться мимикрируют, чтобы не нарушать сакральности действа.

Чтобы соответствовать стилю и жанру настоящего, данные заметки написаны в жанре карнавального шоу.

2. О социально-культурном контексте развития воспитания в России-2013

(за границами карнавала)

2.1. Политика государства в лице Министерства образования  и науки по отношению к школе противоречива во многих смыслах.

Во-первых, несмотря на радикальную ликвидацию «старой» педагогики и образования, она взамен не предлагает некоего единого идеологического образца. В частности, в ней соседствуют ценности либерально-европейские и православные.

Во-вторых, провозглашаемые цели реформ объективно недостижимы (профессиональное педагогическое сообщество, существенно ослабленное за последние десятилетия, вся инфраструктура педагогического образования не слишком хорошо учившая знаниям в 70-80-ее гг. XX в., в принципе не может за исторически краткий период начать хорошо формировать компетенции и универсальные учебные действия).

В-третьих, управленческая модель, к которой стремиться  минобрнауки, а следом за ним и органы управления образованием субъектов федерации утопична. В ней  образование является сегментом экономики с оборотом образовательных услуг, со школами, которые зарабатывают сами и не беспокоит руководство своими проблемами. Такого образования нет нигде в мире. Естественно, не будет его и в нашей стране.

Не решены, и скорее всего, не будут решены никогда, проблемы критериев и методов измерения личностных результатов, а делегирование этого права (и обязанности) на уровень школы превращает стандарт в насмешку (или в форму издевательства) не только над школой, но и над здравым смыслом.

В-четвертых, многие важнейшие решения, имеющие кардинальное значение для развития системы образования принимаются, вне всякой связи с какими-то бы ни было направлениями образовательной политики. Пример —  укрупнение образовательных учреждений.

2.2. Страна имеет ту структуру экономики и рынка труда, которая наличествует в настоящий момент.

2.3. Патриархальное, традиционное общество в русскоговорящем социуме исчезло, уступив место индустриальному и постиндустриальному.

3. О «старой» и «новой» педагогике

(о языке карнавализации)

Старая педагогика — схоластичная, оторванной от практики наука.

«Язык» старой педагогики – схоластичная, неточная система понятий, описывающих воспитание и обучение.

Новая педагогика (= инновационная) – идеалистическая, оторванная от реальности образования область знания, развивающаяся по законам шоу-бизнеса.

«Язык» новой педагогики – совокупность симулякров, служащая целям коммуникации между ее адептами.

4. Что ждать школе в области воспитания

(Оговоримся, что мы под воспитанием, вслед за А.В.Мудриком понимаем относительно управляемую социализацию)

4.1. Противоречивых и невыполнимых задач, возникающих в случайном порядке.

4.2. В этой области хаоса можно выделить несколько устойчивых аттракторов, которые, скорее всего не будут меняться достаточно долго, и на которые можно ориентироваться как на некоторые постоянные величины.

а. Школы стали (станут) большими и превратились в организации с дивизионной структурой.

б. Информатизация в школе, несмотря на ее гримасы, дает много возможностей в области управления школой, и в том числе воспитанием.

в. В школу войдет церковь (или попытается войти).

г. Школы продолжат разделение на элитные школы и все остальные. Уделом всех остальные станет имитация образования.

д. Понятие инновации попало в новый закон «Об образовании» и определило на годы вперед крайне агрессивную позицию бюрократической управленческой среды по отношении к любым устойчивым структурам в образовании (начиная с педагогических технологий и заканчивая общественными организациями).

5. Что делать?

Элитным школам. Для этой категории школ задачи воспитания не являются приоритетными для руководства. То, что делается —  делается в логике развития имиджа организации. В тех же случаях, когда руководство ставит такие задачи серьезно, то решать их приходится за счет микроформ и координации отношений с семьями. В связи с катастрофическим отсутствием ресурсов  времени. Дети уже начали соревнование за лучшее будущее.

Всем остальным.

Продолжать делать то, что хорошо себя зарекомендовало, но позаботиться о том, чтобы «укрыть» это за симулякрами новой инновационной педагогики. И эта система маскировки должна быть мощной и глубоко эшелонированной.

Входить в социальные сети вместе с учащимися, но для того, чтобы хотя бы частично вывести их оттуда.

Строить вслед за каналом Disney  внутришкольный имитационный мир-шоу с ролями ранеток, имитирующими гражданскую активность, имитирующими  обучение. И, на всякий случай, готовить учеников к тому, что им придется жить всерьез, или к тому, чтобы не упустить то мгновение, когда перед ними  случайно отроются двери социального лифта.

Школа не может работать против всего социума. Утопично говорить о духовном диалоге как инструменте образования в массовой школе. Но школа может (тайком) создать и удерживать систему ежегодных дел. Тех самых, о которых так хорошо сказал В.А. Караковский.  Максимум, что можно сделать в области воспитания (если говорить о массовой школе) — это именно создать хоть какие-то элементы упорядоченности в школьной культуре, в отношениях, в деятельности, в мероприятиях.

6. Кого бояться

а. Чиновника  (см. выше).

б. Психолога.

Дело не только в том, что руки психологов обагрены кровью перестроечных реформ и отчасти реформы нынешней.

Через психологию в образование войдет то, что давно вошло в бизнес: командное промывание мозгов, скрытые репрессии под вывеской «тренинга педагогического коллектива», деформация личности.

Времена, когда психологи были интеллектуальной элитой давно прошли. В школе утверждается новый культурно-профессиональный тип «невежественный психолог».

7. Заключение

Видимо сейчас мы переживаем этап последнего убийства социального воспитания. В нынешней образовательной сказке воспитанию места и не нашлось. Во внеурочной деятельности в школе оно попадает в область  «педагогического новояза», в той части, где разрешается говорить о его сути – в область ответственности религиозных организаций.

Страшные сказки в литературной обработке обычно заканчиваются хорошо. Народные сказки заканчиваются по-разному.

Остается надеяться, что традицию, сохраняющую старые знания, удастся сохранить до начала новой сказки, с новыми слушателями и новыми рассказчиками.

 Первичное размещение:

Тезисы доклада на I Международном Новиковском симпозиуме «Прагматика воспитания: что необходимо изменить в социальном воспитании в первую очередь?» (ГБОУ Центр образования №825 , лаборатория теории воспитания Института теории и истории педагогики РАО, Центр социализации, воспитания и неформального образования ФИРО). – URL: http://simposiymnovikovali.jimdo.com/доклады-1-4/ . — 22 и 23 января 2013 года.

© Воропаев М.В., 2013. – 10.02.2013.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *